Тенденция лесопиления в РФ
В середине осени нынешнего года прошел масштабный форум в Питере, на котором обсуждалась деревообрабатывающая промышленность страны. Основными организаторами столь значительного события стали агентство WhatWood и ЛесПромИнформ. Участниками конференции стали эксперты, крупные производители и международные аналитики.
Один из директоров компании ММ-Хольц Ефимовский сказал, что сейчас на торговлю с зарубежными партнерами влияет колебание валют. Напомним, что эта компания является крупнейшим игроком лесоматериалов в РФ. Чиновник заявил, что основными потребителями продукции считаются азербайджанцы и казахстанцы. Однако только за прошедшие полгода поставки сырья упали на 30%. Та же тенденция замечена и в VI квартале нынешнего года. По мнению руководителя отдела продаж, необходимо было искать другие места сбыта.
К концу 2015 года китайская валюта стала падать, это значит то, что китайцы уже не в состоянии также торговать, как в 2014 году. Примерная ситуация происходит и с египетской валютой, которая значительно послабела в последнем квартале.
В середине нынешнего года отчечественным производителям лесоматериалов было комфортно работать в зоне бивалютной корзины. Когда обе валюты были стабильны, у России было много предложений по лесозаготовкам. Страны-экспортеры были заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве и в заключение выгодных контрактов.
Предприниматели Северо-Запада страны на сегодняшний день больше заинтересованы рынком Азии, чем Европы. Дело в том, что европейский рынок неустойчив и в нем очень много противоречий. Более того японцы всегда были рады заключить дополнительный договор с Россией в данном секторе промышленности. Сейчас с японскими партнерами активно работают предприниматели из Сибири. Эта тенденция появилась пять лет назад.
Год назад производители пиломатериалов почувствовали оживление потребления Китая. Но уже вначале 2015 китайские склады были уже переполнены товаром, что автоматически привело к снижению спроса. В связи с этим стоимость на лесозаготовки упала.
Аналитики уверены, что китайцы в последующие годы будут более разборчивы к закупкам товара из соседних стран. Их компании все чаще заказывают нестандартную продукцию.
Для отечественных предпринимателей корейский рынок остается по-прежнему очень привлекательным. Поставщики заключают с партнерами из Кореи долгосрочные соглашения. С индийским рынком немного сложнее, так как есть множество неразрешенных нюансов. Даже, несмотря на трудности, производители из РФ ведут переговоры с индийскими компаниями, так как считают, что это быстрорастущий рынок.
На данный момент в Объединенных Арабских Эмиратах строительство недвижимости растет, поэтому рынок потребления пиломатериалов стабильный. Жители соседних стран специально едут в ОАЭ, чтобы заработать там денег. Более того, правительство на официальном уровне поддерживает строительство социальной инфраструктуры в больших городах. А вот к рынку Саудовской Аравии российские производители относятся с особой осторожностью. Некоторые аналитики считают, что ликвидность на внутреннем рынке очень маленькая.
Каждый год экспортеры поставляют в Египет более 3,5 млн кубических метров пиломатериалов. Поэтому и Египет и Морокко для России являются важнейшими партнерами в данной области.
Сами же производители не скрывают того факта, что Ближневосточные страны закупают огромные объемы лесоматериалов их хвойных пород. Эксперты считают, что этот рынок для России сейчас важен.
Напомним, что до санкций, которые были введены в отношении Ирана, Российская Федерация активно работала с иранскими партнерами. В частности, Астрахань имела прекрасные связи и поставляла свой товар через Азербайджан. В период эмбарго - это направление было приостановлено, и только сейчас, после снятия санкций, вновь появилось оживление. Иран начал закупать в большом количестве ели.
Финны сотрудничают с российскими производителями долгие годы. Они, как правило, покупают дешевое сырье или низкого качества пиломатериалы, а затем у себя перерабатывают его. Аналитики отметили, что в данный момент с Финляндией работать невыгодно, так как на их внутреннем рынке избыток предложения в этой сфере и очень низкие цены на весь товар.
Балтийские страны охотно идут на разговор с производителями из РФ. В этом состоит их отличие все от той же Западной Европы, которая не желает иметь ничего общего с Россией. Этому есть объяснение, дело в том, что страны Балтии начали инвестировать и модернизировать свои предприятия, которые предназначены для переработки сырья.
Сейчас в Эстонии растет рынок переработки сосновых лесоматериалов, многие инвесторы вкладывают в проекты большие деньги. Местные предприниматели хотят заменить финские производителей на российские компании. Многие эксперты сходятся во мнение, что деловые отношения между странами Балтии и Россией в этом направлении будут укрепляться.
На самом же внутреннем российском рынке России в начале года был замечен резкий скачок на потребление пиломатериалов. При этом цены упали до прошлогоднего уровня. В таком режиме предприниматели работали до середины вены, а затем вновь переключили свое внимание на внешний рынок.
В июне месяца национальная валюта укрепился и тогда производители стали вновь обращать внимание на внутренний рынок, так как это было выгодно. Тенденция была до августа, затем процесс пошел в обратном направлении.
На совещании представители заводов, поставляющие строганные пиломатериалы, сказали, что торговые сети потребляют такой же объем лесоматериалов, как и в начале 2015.
Павел Старков за круглым столом отметил, что ситуация на мировом рынке пиломатериалом поменялась, предложений стало больше чем спроса. Поэтому пока неясно, в какой области будет активный спрос на лесоматериалы. Более того, он неуверен, что в 2016 году рынок будет расти. Однако многие сибирские предприниматели в 2013 полагали, что китайская экономика пойдет вверх, поэтому инвестировали огромные деньги в производство лесоматериалов. Сейчас не совсем ясно, куда девать накопившийся объем сырья.
Одной из важнейших проблем остается увеличение фрахтовых издержек. В последнее время морская фрахта поднялась в цене, а маржа упала. Также выросли в цене железнодорожные тарифы, примерно на 15% с конца 2014 года. Ожидается, что стоимость увеличится в 2016 году еще на 7%.
Многие компании начали предъявлять производителям другие стандарты к продукции. Раньше всех устраивала доска с сечением 50мм, теперь запросы стали разнообразнее. Российским производителям пришлось поменять свое оборудование на более совершенную технику, чтобы удовлетворить потребности клиентов.
Другими словами, потребители более разборчивы в продукции. Ведь при помощи современного оборудования можно получить высокоточное пиление, которое отвечает всем международным стандартам. Теперь доля таких заказов выросла вдвое.
Аналитики считают, что рынок меняется с каждым годом. Если раньше он был только для производителей, теперь же потребители влияют на рынок. То есть рынок потребителя еще был года два назад, когда производитель мог спокойно найти другого клиента, если тот отказывается покупать лесоматериал. На данный момент потребитель заказывает индивидуальную продукцию у того производителя, что может произвести необходимый товар.
Редактор агентства WhatWood отметил, что сейчас на мировом рынке ощущается избыток предложения, предприятия разных стран сокращают производство. Хотя большинство российских компаний-экспортеров до сих пор смотрят в сторону Китая с надеждой.
Заводам пришлось уменьшить мощности из-за роста цен на логистику и низкой стоимости на продукцию из дерева.
В Китае по-прежнему есть спрос на сырье из РФ, так как у себя в стране власти запретило вырубку леса. Правительство понимает, что объекты управления лесами не выдержат таких объемов.
К примеру, в Азербайджане аналитики видели некий рост строительства недвижимости. Но это было, когда шла Евроолимпиада. Как только мероприятие прошло, показатели пошли на спад.
В Европейском союзе все еще тишина на рынках, оживленный спрос пока у Германии и Великобритании. Это связано с небольшим ростом экономики. Европейцы предпочитают заказывать продукцию из сибирской лиственницы.
В Японии в этом году правительство ввело налог на потребление. После этого японцы снизили свои поставки на 10%. Хотя аналитики считают, что это не предел и в 2016 году показатель увеличится. Власти Японии поощряют переработку древесины у себя в стране. Некоторые скептичные эксперты полагают, что в ближайшем будущем Япония с РФ будет биться за китайский рынок.
Один из руководителей Илим-Тимбер заявил, что рост экономики будет в значительной мере продемонстрирован в сибирском регионе, а спад – на Северо-Западе.
В нынешнем году китайские партнеры закупили у Российской Федерации пиловочника больше, чем в том же 2014 году. Причиной столь оживленного спроса является падение рубля. Однако на первом месте все равно считается новая Зеландия.
Обзор мирового рынка пиломатериалов завершил Мартин Херманссон. Генеральный директор Новоенисейского ЛХК сказал, что с каждым годом число предприятий, установивших высокоэффективное оборудование, становится больше. Это означает, что в такой области, как пиломатериалы, РФ может конкурировать со Скандинавскими странами. Он заявил, что необходимо создать группу людей, которая бы взяла на себя ответственность продвигать свой товар на экспортных рынках.
Также Мартин Херманссон предложил поменять российские стандарты, так как они не соответствуют европейским нормам. Это в свою очередь затрудняет работу с китайскими партнерами. По многим вопросам возникают сложности.
Директор Новоенисейского ЛХК рассчитывает в будущем перейти на глубокую сушку пиломатериалов после пиления. Эти действия направлены на то, чтобы китайские компании после закупки лесоматериала не тратили лишние деньги на доработку, это выходит очень накладно. Китай даже не против доплачивать за досушивание материала.