Что такое фанера бакелитовая
Читайте также:
Фанера бакелитовая влагостойкая – уникальный по своим свойствам строительный материал. Она изготавливается под воздействием высокой температуры и давления из берёзового или соснового шпона и покрывается спиртовым раствором фенол-формальдегидной смолы (бакелитовым лаком). От других видов фанеры отличается повышенной устойчивостью к влаге, огню, химическим веществам, перепадам температур. При эксплуатации полностью сохраняет свои свойства в течение 10 лет, что обуславливает её широкое применение в различных отраслях промышленности.
Производство и маркировка бакелитовой фанеры
Процесс изготовления листов этого материала, имеющего множество названий (дельта-древесина, бакфанера, морская, судовая, корабельная, ДСП-10, бакелизированная, древесно-слоистый пластик), включает в себя этапы:
- пропитка шпона крезоло- или фенол-формальдегидной смолой;
- прессование и склеивание пластин при давлении 6 атм. (607,95 кПа) и температуре 270°С;
- покрытие готовых листов бакелитовым лаком.
На рынке стройматериалов бакфанера представлена марками ФБВ, ФБВ 1, ФБС, ФБС 1, ФБС А, ФБС 1А.
Маркировка отражает следующие моменты:
- * Ф – фанера;
- * Б – бакелитовое покрытие;
- * В – в процессе пропитки шпона использована водорастворимая смола;
- * С – шпон пропитан спирторастворимой смолой;
- * 1 – пропитаны все слои шпона;
- * отсутствие цифры – пропитаны только наружные пластины;
- * А – фанера предназначена для применения в автомобилестроении.
Марки бакелизированнои фанеры
Марки фанеры |
Характеристика марки |
Область применения |
ФБС |
Наружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной спирторастворимой смолой. На внутренние слои смола не наносится |
Для изготовления конструкций в машиностроении, автомобилестроении, строительстве и судостроении, работающих в атмосферных условиях |
ФБС1 |
На наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола |
- |
ФБВ |
Наружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной водорастворимой смолой. На внутренние слои фанеры смола наносится |
Для изготовления внутренних конструкций, применяемых в машиностроении, автомобилестроении и судостроении. При защите наружных поверхностными лакокрасочными покрытиями |
ФБВ1 |
На наружные и внутренние слои наносится фенол-формальдегидная водорастворимая смола |
Для изготовления конструкций, работающих в атмосферных условиях |
ФБС-А |
На наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола |
- |
ФБС1 - А |
На наружные и внутренние слои фанеры (кроме двух поперечных слоев, расположенных симметрично от центрального) наносится фенолформальдегидная |
Для изготовления внутренних конструкции, применяемых в автомобилестроении |
Так, бакелитовая фанера ФБС – это стройматериал, изготовленный из шпона, наружные слои которого пропитаны спирторастворимой смолой. Для производства автомобилей она не подходит.
Свойства фанеры с бакелитовым покрытием
Цена бакелизированной фанеры по сравнению с другими её разновидностями довольно высока (от 1900 руб. за 1 лист), но она вполне оправдывается характеристиками этого материала:
- плотность 1200 кг/куб. м, что сравнимо с плотностью щебня и керамзитобетона (для примера: плотность древесины берёзы – 650 кг/куб. м, ясеня – 750 кг/куб. м);
- высокая сопротивляемость воздействию слабых кислот, горюче-смазочных материалов (бензина и т.д.), щелочей, воды (в т.ч. морской);
- отсутствие воспламенения, при температуре окружающей среды свыше 350°С бакфанера начинает обугливаться, но не возгорается;
- температура эксплуатации – от –50°С до 50°С;
- не подвергается коррозии и появлению грибка;
- благодаря колоссальной износостойкости срок службы может достигать 15 лет;
- экологичность, т.к. в процессе производства не используются токсические вещества.
Деревообрабатывающая промышленность выпускает листы бакфанеры различных размеров квадратной и прямоугольной формы. Длина одного листа составляет от 1220 до 5700 мм, ширина – от 1220 до 1550 мм. Толщина варьируется от 5 до 40 мм.
Физико-механические показатели бакелизированнои фанеры
Наименование показателя |
Толщина фанеры, мм |
Значение для марок |
|||
ФБС повышенной прочности |
ФБС |
ФБВ, ФБС-А |
ФБС1, ФБВ1, ФБС1-А |
||
1.Предел прочности прирастяжении вдоль волокон наружных слоёв фанеры, МПа, не менее |
5;7 |
88 |
88 |
78,5 |
59 |
10; 12 |
73,5 |
73,5 |
- |
- |
|
14;16;18 |
68,5 |
68,5 |
- |
- |
|
2. Предел прочности при статическом изгибе, МПа, не менее |
|||||
поперёк волокон наружных слоев |
7 |
78,5 |
78,5 |
63,5 |
- |
10;12 |
80 |
78,5 |
68,5 |
- |
|
14; 16; 18 |
90 |
88,2 |
78,5 |
- |
|
вдоль волокон наружных слоев |
10; 12 |
117,5 |
117,5 |
108 |
88 |
14;16;18 |
108 |
108 |
98 |
78,5 |
|
3. Предел прочности при скалывании по клеевому слою после кипячения в воде в течение 1 ч, МПа, не менее |
5-18 |
1,76 |
1,76 |
1,47 |
1,47 |
4. Влажность, % |
5-7 |
6 + 2 |
|||
10-18 |
8 + 2 |
||||
5. Плотность кг/м2, не более |
5-18 |
1200 |
Применение бакелизированной фанеры во время войны
Узнать и в полной мере оценить, что такое фанера бакелитовая, люди смогли во время Великой Отечественной войны. В 1940-е годы остро стоял вопрос дефицита конструкционных сплавов для сборки военных самолетов, и дельта-древесина – изобретение Якова Аврасина – стала незаменимой. Из нее под руководством Владимира Горбунова были построены скоростные истребители ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3, а также изготавливались части крыльев и фюзеляжа для самолетов Ил и Як.
Идея сразу была подхвачена японцами. Легенды о самолетах из фанеры, на которых японские камикадзе атаковали американскую военно-морскую базу Пёрл - Харбор, имеют под собой вполне реальное основание.
Применение бакфанеры в настоящее время
С окончанием войны дельта-древесина перестала быть востребованной в авиации и заняла другие ниши строительной сферы. Некоторые названия этого материала сами говорят о его предназначении: фанера корабельная, морская, судовая. Фанера водостойкая бакелитовая широко используется в судостроении для обшивки корпусов яхт, лодок, катеров.
В грузовом автомобилестроении бакфанера служит материалом для изготовления открытых бортовых кузовов, контейнеров, трейлеров.
Находит она применение в строительстве гидротехнических сооружений – шлюзов, гидравлических затворов и подобных им конструкций.
В гражданском и промышленном строительстве бакелитовая фанера используется для сооружения настилов, перегородок, навесов, арок, ниш, основы для перекрытий, обрешётки крыш, опалубки для наращивания строительных элементов (колонн, армированных плит и др.), облицовки стен пищеблоков и санитарных зон.
Из этого прочного и надёжного материала производятся предметы мебели, а также рекламные щиты и стенды.
Впрочем, окончательно авиацию дельта-древесина не покинула. По сей день, любители планерного спорта применяют её для сооружения безмоторных летательных аппаратов – планёров.
Советуем почитать
Внутренняя отделка фанерой в деревянном доме
Все домашние мастера, которые делали ремонт самостоятельно, сталкивались с использованием фанеры в строительных работах. Фанерные листы довольно популярный материал, который славится своими прекрасными эксплуатационными характеристиками. Об обычной фанере слышали все, но не каждому знаком такой материал, как отделочная фанера.
Фанера сегодня представляет собой наиболее известный строительный материал. По сути – это плита, склеенная из пластов специально подготовленного шпона, чаще всего таким образом, что направление волокон симметричных листов находится под одним углом. Пласты шпона кладутся симметрично с двух сторон в отношении центра, который может являться листом шпона или же изготовлен из другого материала. Чаще всего стандартный лист фанеры включает от 3 до 5 слоев.
Водостойкая фанера - свойства и применение
Фанера – это сложный древесноплитный материал, который состоит из проклеенных листов шпона. Сырье, из которого изготавливается фанера, производят на особом аппарате - лущильном станке. Это устройство срезают листы шпона с круглой заготовки бревна, которую называют «чурак». Шпон, который необходим для изготовления фанерных листов, выпускается длиной от 1,3 до 3 м. Толщина изготовленного шпона меняется в зависимости от вида фанеры от 0,3 до 4 мм.