Управление тушением крупных лесных пожаров

Странам, обладающим развитыми лесопожарными службами, не удается избежать проблемы тушения крупных лесных пожаров. В США доля крупных пожаров от общего числа огненных бедствий в последние годы находится на уровне 1,5-2 %, в Канаде 2-3 %.

В нашей стране в советский период удавалось удерживать проблему крупных пожаров на ежегодном уровне 1-1,5 %. Традиционно 60 - 90 % площадей, пройденных огнем и принесшим серьезный ущерб лесному фонду, приходиться на долю именно значительных пожаров. Огромные финансовые затраты (от 80 до 90 % имеющегося финансового запаса) идут каждый год на тушение пожаров, которым присвоено уровень «крупные».

Характеристика крупных лесных пожаров

Если ежегодный показатель части крупных лесных пожаров меньше 3 %, то такой показатель в мировой практике условно принято считать положительным, а превышение уровня 5-7 % считается критическим, четким сигналом для переосмысления эффективности реализуемых стратегий и выстроенной противопожарной системы в целом. За последнее десятилетние в России ежегодный показатель достиг катастрофических значений - до 17 %, в некоторых субъектах Российской Федерации 50 % и более. Напомним, что в России лесные пожары считаются крупными: при площади 25 и более га в зоне наземной охраны, 200 га и более в зоне авиационной охраны.

Общеизвестно, что неудовлетворительное тушение крупных лесных пожаров в 90 % случаев имеет организационные причины! Сегодня в условиях децентрализации отечественных лесопожарных служб и более широкого включения в процессы тушения лесных пожаров сторонних неспециализированных организаций и ведомств, обостряется проблема организации межведомственного взаимодействия. В связи с этим существенно увеличиваются риски негативного результата во время ликвидации крупных пожаров, которые обычно характеризуются огромной распространенностью возгорания (иногда тысячи гектаров) и значительной длины пылающей линии (сотни километров), непроходимостью или малодоступностью к месту тушения, наличием неодинаковых условий на различных участках действующей кромки, обстановкой, которая может с необыкновенной скоростью изменяться, огромным объемом и видов работ, применяемых при тушении.

Все специалисты, привлеченные к операции по тушению крупного пожара, и, прежде всего руководящий состав, просто обязаны на профессиональном уровне уметь использовать разнообразные, в том числе и новейшие, технологии по тушению, знать тактику, быть в готовности к взаимодействию друг с другом как технически, так и психологически.

Успех в тушении крупного лесного пожара лежит в решении сложной задачи, состоящей из трех обязательных условий: информация – ресурсы – управление. Каждое из условий облает основными критическими характеристиками.

В случае недооценки хотя бы одного из перечисленных условий может привести к провалу операции по ликвидации крупного пожара.

Система борьбы с лесными пожарами

Четкое осмысление задач дает возможность очертить в системе борьбы с лесными пожарами, которая сложилась в нашей стране, так называемые критические зоны, где наличествуют следующие факторы, которые влияют на эффективность тушения:

  • специальная подготовка специалистов к выполнению разноплановых работ по тушению, соответствие их знаний и навыков для использования всего имеющегося набора доступных технологий;
  • налаженность взаимодействия между участниками тушения (особенно при работе различных ведомств и организаций);
  • реализуемые алгоритмы действий.

Проблема подготовки участников тушения может быть решена только заблаговременно, до начала пожароопасного периода. Создать универсальную систему подготовки для работников различных ведомств достижимо, и является правильным решением, но все ровно сохранится проблема привлечения неспециализированных сил (военнослужащие, население, добровольцы). Организация взаимодействия участников тушения может иметь трудности правого характера, к тому же надо учитывать особенности разнообразных методик управления, принятых в различных ведомствах. Поэтому быстро и эффективно эта проблема может решаться только внутри одного ведомства. Между ведомствами требуется проведение заблаговременного диалога.

Успех возможен только в том случае, если все участники тушения крупного лесного пожара интегрированы в единую универсальную модель управления. Такая модель должна быть понятна руководящему составу всех подразделений и формирований различных ведомств и не должна нарушать схемы управления, принятые внутри ведомственных подразделений. Анализ законодательства и инструктивных материалов разных ведомств указывает на возможное решение. Альтернативы принципу единоначалия в модели управления нет.

Статистика утверждает, что при грамотно организованном тушении удается локализовать огненную стихию за 7-10 дней.

 Фактически это время, нужное для выполнения значительного объема работ, который поддается предварительным математическим расчетам и прогнозу с приемлемой достоверностью. Избыточная концентрация сил позволяет уменьшить это время. При попытках создать высокую концентрацию присутствуют задержки объективного характера, связанные с мобилизацией, распределением прибытием ресурсов на участки тушения пожара, усложнением управления.

При правильной организации работ это может занимать не более 3 суток.

Вывод экспертов после окончания анализа пожаров, на локализацию которых потребовалось больше декады, раскрыл два ключевых фактора низкой результативности операции: недостаток ресурсов пожаротушения и неэффективность управления ресурсами. Причем вторая существенно доминирует.

На таких сложных пожарах нередко отсутствовала методика руководства, которая вертикально структурирована. В большинстве случаев, не был назначен Руководитель тушения пожара (РТП). В некоторых случаях одновременно на должность РТП притязали несколько персон, их количество равнялось числу ведомств, участвовавших в тушении. В подобной ситуации руководство формированиями на самом деле отсутствует. Действенное тушение проводилось только на некоторых участках, что, конечно же, не способно обеспечить локализацию пожара в целом.

Управленческий аспект

Осложняющими особенностями масштабных пожаров являются одновременное их развитие как во времени, так и в пространстве на огромной территории.

Руководители подразделений иногда не имеют объективных способов самостоятельно договориться между собой, и по этому, отказываются признавать чей-либо приоритет лидерства в принятии решений кроме представителя своего ведомства. В определенном смысле, на этом уровне проявляется естественный инстинкт сохранения единства и внутренней управляемости подразделения (группы), особенно характерный для военизированных организаций, который также препятствует эффективному взаимодействию.

Отсутствие единого центра управления (руководства), который способен ликвидировать отрицательные тенденции в действиях разных ведомств, показывает отсутствие единого замысла, общего плана, а главное готовности (мотивации) руководителей подразделений к четкому выполнению задач плана в необходимые сроки. Более того, отсутствие единого замысла (плана) тушения выражается в отсутствии единой схемы тушения. Необходимым безальтернативным элементом эффективного управления значительными людскими силами действующих в пространстве на географическом уровне является управление с помощью карт (схем). Схема тушения – графическое отображение общего для всех участников замысла, без схем тушения невозможно добиться синхронизации действий сил.

Таким образом, универсальная управленческая модель имеет структуру вертикальной подчиненности и пространственную схему распределения.

Вертикальная структура имеет в своем распоряжении такие непременные характеристики:

  • РТП на пожаре проводит тактическое управление всеми задействованными силами. Все участники тушения пребывают в его оперативной зависимости, невзирая на их ведомственную принадлежность. Ни у кого нет права вмешиваться в работу и решения РТП;
  • у каждого руководителя только один вышестоящий оперативный руководитель. Приказы РТП обязательны для выполнения для всех командиров подразделений;
  • формирования, принадлежащие к различным ведомствам, по возможности сохраняют присущую им внутреннюю организационную структуру.

Для унификаций уровней управления имеет смысл следующее разделение подразделений и формирований:

  • 2-10 человек – группа (руководитель группы);
  • 2-6 группы – команда (руководитель команды);
  • 2-4 команды – отряд.

Такое разделение учитывает: оптимальный наряд сил для типовых технологических задач, технологические ограничения при работе на линии кромки пожара, достижение эффективности и устойчивости реализуемой модели управления при ликвидации пожара.

К вертикальной структуре управления тушением и ликвидацией крупного лесного пожара могут относиться формирования, например, четырех ведомств: авиапожарной службы, бригады пожарно-химической станции, команды добровольной пожарной охраны, а также подразделения военнослужащих.

Пространственная схема распределения основывается на разделении частей крупного лесного пожара на участки и сектора (в зависимости от локальных условий и задач), в которых обязательно назначается старший руководитель из числа руководителей подразделений (или отдельно назначенное лицо), где он управляет на своем участке на принципах единоначалия, аналогично работе руководителя тушения пожаром. Для функционирования единой модели необходимо выполнить следующее:

  • согласно действующему законодательству, определить орган, имеющий полномочия назначать руководителя тушением крупного лесного пожара. Это делает соответственно с текущими полномочиями: в обычный период - территориальный орган лесного хозяйства (лесничество); а в условиях режима возникновения чрезвычайной ситуации – соответствующая комиссия государственной власти;
  • непосредственно утверждение профессионального руководителя по тушению и ликвидации масштабного лесного пожара, а также делегирование ему соответствующих Лесному кодексу и Федеральному закону «О пожарной безопасности» полномочий.

В имеющемся позитивном опыте ликвидации крупных лесных пожаров были реализованы подобные модели руководства силами. Реализации указанной модели управления позволяет минимизировать вероятность отрицательного результата при ликвидации крупных пожаров, повышает скорость тушения и снижает ресурсный и экологический ущерб.

Похожие сюжеты

В Белгородском регионе начался пожароопасный сезон

В Белгородском регионе начался пожароопасный сезон

На территории Белгородского региона начался пожароопасный сезон. Работники ОКУ "Ивнянское лесничество" занимаются работой, направленной на противопожарную пропаганду на территории района.

15.03.2017 16:16


Новое на сайте