Проблематика борьбы с лесными пожарами в современной России

Проблематика борьбы с лесными пожарами в современной России
10.06.2015 10:49

Не секрет, что в нынешней России по сравнению со временами СССР резко возросла частота и разрушительность лесных пожаров. В первую очередь это связано с разрушением существовавших ранее структур охраны лесов от пожара.

Разрушение советских структур

Во времена СССР существовало несколько организаций, занимавшихся охраной лесов от пожаров. Существовала государственная лесоохрана, лесхозы, оборудованные специальными станциями, авиационная лесная пожарная охрана, добровольные пожарные отряды при сельскохозяйственных предприятиях. В настоящее время большая часть структурных единиц этих организаций не функционирует.

Нарушены также процессы учёта и контроля происходящих лесных пожаров. Среди всех служб и агентств, занимающихся статистическим учётом ущерба от лесных пожаров, отсутствует какое-то элементарное согласование подсчётов, в результате статистические данные по ущербу от лесных пожаров, полученные от различных источников, противоречат друг другу. Тем не менее, та информация, которую мы можем получить из более или менее достоверных источников, свидетельствует о том, что убыль леса от пожаров в год составляет величину, сравнимую с убылью леса от лесозаготовок.

В современном законодательстве отсутствует чёткое понимание того, какой орган обязан контролировать лесные пожары. В большинстве регионов теоретически ответственность за это несут региональные правительства, в некоторых случаях - лица, арендующие территории лесного фонда. При этом ни те, ни другие не организуют каких-либо постоянно действующих служб лесной пожарной охраны. Существовавшая до 2006 года организация Авиалесоохрана была поделена на мелкие службы регионального уровня, многие из которых за период с 2006 по 2014 гг. были расформированы.

МЧС, федеральное министерство с постоянно наращиваемой численностью личного состава и насыщенностью современным оборудованием, также не несёт прямой ответственности за сохранение лесов от пожаров: МЧС вступает в действие тогда, когда пожары начинают угрожать населённым пунктам. Специалистов по борьбе с лесными пожарами в МЧС служит весьма мало.

Причины лесных пожаров

Прежде, чем мы продолжим анализировать ситуацию с ведомствами, контролирующими сферу тушения лесных пожаров, следует остановиться поподробнее на причинах самих лесных пожаров как таковых и выяснить, возникли ли в настоящее время какие-то новые причины, которых не наблюдалось в СССР.

Среди причин лесных пожаров специалисты обычно называют следующие:

  •  Выход из-под контроля сельскохозяйственных палов и поджогов сухой травы;
  •  Выход из-под контроля туристических костров;
  •  Злонамеренный поджог или поджог неадекватными людьми;
  •  Самопроизвольные возгорания (от ударов молний, замыканий на ЛЭП, и др.)

Как видим, большая часть причин - антропогенного характера. Остановимся на каждой антропогенной причине поподробнее.

Выход из-под контроля сельскохозяйственных палов и поджогов сухой травы участился по причине учащения самих этих практик. Большая часть этих практик не является необходимой в сельском хозяйстве, более того, рекомендуется ими не пользоваться. Отсутствие контроля над деятельностью сельхозпредприятий после распада СССР привело, однако, к росту использования подобных сомнительных приёмов. Борьба с этим фактором лесных пожаров - вопрос сельскохозяйственного и экологического просвещения масс.

Выход из-под контроля туристических костров - распространённая причина пожаров в регионах, где часта так называемая "дикая рекреация" - спонтанное использование лесов в рекреационных целях местными жителями, которые организуют стихийные лагеря. Обстановка в этих лагерях не контролируется никакими экологическими или противопожарными органами, поэтому безопасность лагерных костров целиком зависит от грамотности и компетенции туристов. А она может быть какой угодно - от высокоспортивной до полностью отсутствующей. Борьба с этой причиной лесных пожаров может принимать различные формы: от ограничения форм рекреационного использования лесов (полного запрета посещения лесов, разрешения только организованной рекреации, запрета на разведение костров) до повышения экологической грамотности населения, то есть опять же просветительской работы.

Что касается третьей причины - злонамеренного поджога или поджога неадекватными людьми (пироманами), то этот фактор усилился по причине сочетания либерализации общества с отсутствием опыта борьбы с пироманией в новых условиях. Это типичная проблема переходного периода, которая, однако, затянулась и слишком долго остаётся без решения.

Как видим, две из четырёх причин лесных пожаров по частоте своей стали более значительны после распада СССР. Это наложилось на фактор бесхозяйственности и разрухи в сфере борьбы с лесными пожарами в Российской Федерации.

Современная ситуация

В современных условиях возникновение лесного пожара на территории Российской Федерации приводит к нештатному взаимодействию различных ведомств. Независимо друг от друга в борьбу с лесным пожаром могут включиться следующие организации:

  •  Региональная служба "Авиалесоохрана" (если в данном регионе она ещё действует);
  •  Министерство чрезвычайных ситуаций;
  •  Министерство обороны;
  •  Лесничие, лесные мастера и лесники;
  •  Частные противопожарные службы на арендуемых территориях лесного фонда (присутствуют крайне редко);
  •  Добровольные дружины из местных жителей.

Наиболее высокой квалификацией среди перечисленных обладают сотрудники "Авиалесоохраны". Однако эти организации, там, где они сохранились, не обладают каким-либо авторитетом среди других участников борьбы с лесными пожарами, и нередки случаи конфликта сотрудников "Авиалесоохраны" с другими организациями по поводу, к примеру, применения встречного пала. Встречный пал является эффективным средством борьбы с пожарами, но требует высокой квалификации для применения; знаниями о нём и его правильном использовании обладают только сотрудники "Авиалесоохраны", и нередки ситуации, когда штабы чрезвычайных ситуаций и местные дружины запрещают или мешают применять этот метод из-за иррационального страха перед ним.

Урон от лесных пожаров

Отсутствие организованности и бесхозяйственность при тушении лесных пожаров приводят к существенным экологическим последствиям. Фактически, речь идёт о полном вымирании экосистемы. Восстановление её занимает годы и происходит поэтапно.

Сначала на территории выгоревшего леса происходит восстановление травы, затем кустарников. Это первый этап, который начинается сразу после прекращения пожара и продолжается 1-3 года. Примерно через 10 лет после пожара происходит массовый рост молодых деревьев; с этим этапом также связано возвращение различных мелких животных и птиц. Из крупных животных на этом этапе восстанавливающийся лес реколонизируют только лоси, да и то не сразу.

Полноценный лес на месте пожарища формируется примерно через 100 лет. Тем не менее, биологическое разнообразие этого молодого леса существенно ниже, чем то, что наблюдалось до пожара. Полное восстановление биоразнообразия и пищевых цепочек происходит приблизительно за 500 лет; за этот срок ущерб экологии, нанесённый лесным пожаром, может быть ликвидирован полностью.

Эти сроки можно сократить искусственным путём, через ручную посадку на пожарищах саженцев молодых деревьев и высадку лесополос. Таким образом можно сократить сроки восстановления экосистемы до десятилетий, путём активных вложений средств.

Выводы

Проанализировав факты, мы пришли к выводу, что обстановка в сфере борьбы с лесными пожарами в современной Российской Федерации заслуживает самой разносторонней критики. Проблематика эта весьма остра и многогранна, и не может быть разрешена без активного вмешательства властей, в первую очередь - законодательной власти. Лесная и природоохранная отрасли в России нуждаются в более адекватной законодательно обоснованной организации борьбы с лесными пожарами, с чётко поделенной ответственностью.

Также мы выяснили, что существует и другой фронт борьбы с лесными пожарами - просветительский. Необходимо повышать в массах уровень знаний о пожарной безопасности в лесу, бороться с небезопасными и вредными сельскохозяйственными практиками, связанными с огнём и поджогами, контролировать и просвещать любителей лесной рекреации (в первую очередь - "диких шашлычников", то есть случайных и нерегулярных посетителей лесов, не обладающих туристическим опытом).

Новое на сайте