Лесотранспортные машины - применение и назначение

Лесотранспортные машины - применение и назначение
14.07.2016 14:02
Иллюстрация:
forest-technic.ru

Читайте также

Лесной транспорт подразделяется на автомобильный, железнодорожный, водный и, реже, воздушный. Лесотранспортные машины, как говорит само их название, это транспортные средства, применяемые в лесной промышленности для погрузки, разгрузки и перевозки древесины. Иногда их используют как базу для лесосечных машин и оборудования. Эти машины позволяют облегчить труд человека и увеличить его производительность.

Виды лесотранспортных машин

Наиболее популярный транспорт для перевозки леса – это машины (88% всех перевозок), перевозящие лес по специальным лесовозным дорогам или дорогам общего назначения. В перевозках также используется железнодорожный транспорт (9%), состоящий из автомобиля-тягача и железнодорожного прицепа, и тракторы (3%). Некоторые виды древесины сплавляют по рекам. Кое-где еще сохранились узкоколейные железные дороги. Для перемещения древесины в горах используют тракторы, автомобили и канатные установки.

Еще каких-то 100 лет назад для транспортировки древесины использовали лошадей. Сейчас лесная промышленность обладает возможностью использовать широкий ассортимент транспортных средств, помогающих человеку на всех стадиях лесозаготовительного процесса и, в частности, в транспортировке древесины. Перевозка – это один из основных процессов в заготовке древесины, отличающийся высокой трудоемкостью, поэтому производители лесотранспортных машин постоянно их совершенствуют.

Выбор того или иного типа машин зависит от климатических и ландшафтных условий, в которых происходит рубка, а также от технологии рубки и породы древесины. Одни промышленники используют колесную технику, другие – гусеничную.

Так, в зависимости от способа передвижения, выделяют следующие виды лесотранспортных машин:

  • рельсовые
  • безрельсовые

Безрельсовые (тягачи, тракторы, автомобили) являются наиболее используемым видом транспорта на лесозаготовках и, в свою очередь, подразделяются на следующие виды:

  • дизельные
  • карбюраторные

Машины с дизельными двигателями являются более предпочтительными, ввиду своей экономичности. Однако карбюраторные двигатели имеют свои преимущества: возможность работать при низких температурах и более низкий уровень шума.

Безрельсовые лесотранспортные машины также подразделяются на 2 вида:

  • гусеничные
  • колесные

Гусеничные различаются по степени жесткости подвески, а колесные – по количеству колес. Гусеничные традиционно используются в лесной промышленности, так как гусеничный механизм снижает давление на почву, а соответственно имеет лучшую проходимость. Однако гусеничные машины обладают меньшей скоростью.

В зависимости от типа трансмиссии, машины бывают механические, электрические и гидравлические. Самыми широко используемыми являются механические, из-за относительной дешевизны и простоты в использовании и эксплуатации.

Применение лесотранспортных машин

На современных лесозаготовительных производствах используют различные виды лесотранспортных машин. Для трелевки (то есть транспортировки и доставки древесины от места рубки до погрузочного пункта) используют трелевочные тракторы, для вывоза древесины – тракторы и автомобили. Многие машины оснащены манипуляторами.

Лесотранспортные машины – технически сложный механизм, требующий квалифицированных кадров и затрат в обслуживании. Однако эффективность их применения в разы выше, чем ручной труд. Учитывая значение лесной промышленности для России, нельзя не уделять внимание развитию новых технологий в этой сфере.

Для трелевки на лесосеке в качестве базы обычно используют специальные тракторы (например, гусеничный трактор Онежского завода), присоединяя к нему трелевочное оборудование. При механической валке леса схему рубки выбирают исходя их удобства последующего сбора древесины в пачки и транспортировки. Сначала чокерные тракторы закрепляют срубленные деревья при помощи чокеров за верхушки, поднимая их на трактор и образуя пачки. В таком состоянии пачки и перевозятся к погрузочному пункту. Однако чокерная трелевка требует участия человека, который вынужден работать в опасных для жизни условиях, поэтому современные производители предлагают бесчокерные тракторы. Такие тракторы снабжены специальным манипулятором, который захватывает бревна и складывает их на кониках. Кроме того, современное оборудование для валки леса позволяет сразу складывать бревна для удобства последующей трелевки.

На сухих плотных почвах для трелевки используют не гусеничные, а колесные тракторы, которые являются более мобильными. Иногда при лесозаготовке используют сельскохозяйственные тракторы, оборудованные специальными манипуляторами-захватами. Они также прекрасно справляются с трелевкой. В зависимости от вида трактора, к нему может крепиться дополнительная тележка для перевозки пачек древесины.

Наибольшая эффективность работ на лесосеке достигается при полной механизации процессов валки, формирования пачек и последующей трелевки древесины. Однако это не всегда возможно ввиду природных условий, в которых происходит заготовка леса. Поэтому в зависимости от условий окружающей среды, набор используемых лесотранспортных машин может быть разным.

При условии использования при рубке леса валочных машин, сразу формирующих бревна в пачки, для трелевки используют трелевочные тракторы, оборудованные механизмами для захвата готовых пачек.

Заготовительный процесс может проходить по различным схемам:

  • прямолинейная;
  • перпендикулярная или параллельная усу;
  • по кругу.

При перпендикулярной схеме, валка леса происходит на лентах, при этом валочная машина сначала удаляется от уса, а затем приближается к нему, оставляя впереди или позади себя пачки с лесом. Далее в дело вступает трелевочный трактор, собирая пачки вдоль ленты. Эта схема заготовки щадяще воздействует на подрост, оставляя его невредимым.

При параллельной схеме движения машин, валка начинается в конце делянки и продвигается к усу. Пачки укладываются под углом 90 градусов по отношению к ходу машины, после чего начинается их сбор и трелевка. Эта схема считается наиболее высокоскоростной.

При круговой схеме валки машина начинает свою работу на краю делянки и движется по кругу, нарезая лес лентами. Пачки укладываются позади или впереди машины, в зависимости от выбранного направления.

Размер пачек определяется характеристиками деревьев и возможностью трелевочного трактора. При совместной работе валочных машин и лесотранспортных тракторов, нагрузка трактора определяется размером пачки, с учетом характеристик трактора. При правильном захвате пачек, деревья не должны выскальзывать. В горных условиях, где невозможной использовать тракторы с манипуляторами или чокерами, используют канатные технологии захвата пачек. После погрузки пачек, лесотранспортные машины перевозят деревья к погрузочному пункту для следующего этапа транспортировки.

Лесотранспортные машины и экология

Как и другие транспортные средства, лесотранспортные машины оказывают негативное воздействие на окружающую среду и на работников лесозаготовительной промышленности. Можно выделить следующие основные виды вредных факторов, характеризующие эксплуатацию лесотранспортных машин:

  1. выброс в окружающую среду загрязняющих веществ и, в частности, углеводородов;
  2. шум и вибрация, возникающие в процессе работы машин;
  3. выделение продуктов износа металлических и пластмассовых частей машин при их работе, а также продуктов износа шин;
  4. попадание нефтепродуктов в почву и воду при техническом обслуживании машин;
  5. разрушение плодородного слоя почвы.

Таким образом, лесотранспортные машины не только загрязняют окружающую среду выхлопными газами и продуктами работы техники, но и оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье человека. На рабочих постоянно воздействует уровень шума выше предельно допустимого, а также загрязненные воздух и вода. Поэтому современные производители лесотранспортных машин постоянно разрабатывают новые технологии, позволяющие снизить вредное воздействие машин на человека и окружающую среду.

Таким образом, несмотря на свою неэкологичность, лесотранспортные машины остаются верными помощниками человека в процессе лесозаготовок. Основная задача современных производителей – продолжать увеличивать грузоподъемность лесотранспортных машин, повышать их производительность и экономичность и снижать вредное воздействие на экологию и человека.

Похожие сюжеты

Северная Корея запускает ракеты с лесовоза

Северная Корея запускает ракеты с лесовоза

Согласно некоторым данным, Северная Корея использовала китайский лесовоз, первоначально проданный лесопромышленной компании, для транспортировки и установки баллистической ракеты, которая была успешно запущена на этой неделе.

08.07.2017 18:24


Новое на сайте