Лесная промышленность во времена Петра I
Петр I - яркая и неоднозначная историческая фигура. Всегда были и те, кто преклоняются перед ним, и те, кто считают его исчадием зла. Ему удалось изменить жизнь России решительно во всех сферах, и лесная промышленность не стала исключением. Давайте же посмотрим, какой была лесная промышленность во времена Петра I и как его деятельность отразилась на той лесной промышленности, которую мы знаем сейчас.
Вопрос организации
Петр I всегда был одержим мыслью о создании могучего флота. Что для этого требовалось? Многое, и в том числе хорошие корабельные леса. Естественно, Петр I просто не мог не уделить внимание лесной промышленности и не внести изменения, играющие ему на руку. Сейчас лес уже давно не является основным источником ресурсов для кораблестроения, ему отведено множество других ролей, но во времена Петра I все было иначе.
Ему требовался надежный инструмент контроля. Первым шагом на этом пути стало введение множества новых законов. За нанесение какого-либо ущерба лесам человек должен был нести жестокое наказание. Хорошо, если это был штраф, пусть и огромный, но Петр I не отличался гуманизмом: незадачливый преступник мог и отправиться на каторгу до конца своих дней, и оказаться казненным. Главное - леса оказались под защитой, как Петр I и хотел. Другие законы указывали на то, как следует проводить вырубку, разводить леса и так далее.
Затем пришло время управляющих организаций. Сначала эта роль по понятным причинам досталась Канцелярии военного морского флота, потом эстафету перехватила Адмиралтейская коллегия. Главным по лесной части в результате оказался президент коллегии. Впрочем, собственно лесами все равно приходилось заниматься специальной вальдмейстерской конторе. В ней работали, занимаясь преимущественно организационными вопросами, множество вальдмейстеров самого разного ранга. Что касается работы на местах, то защищать лесные богатства лично, конечно же, приходилось выбранным людям из простых.
С деятельностью вальдмейстерской конторы связано появление на свет предшественника всех современных нормативных актов, связанных с лесной промышленностью. Этот документ, называемый "Инструкцией обер-вальдмейстеру", регулировал множество связанных с лесной промышленностью вопросов. Также он положил начало официальному делению леса на одинаковые участки, так называемые годичные лесосеки.
Развитие лесной промышленности при Петре I
Петр I понимал, что лесные богатства России - не только материал для флота. К примеру, одним из источников притока денег в казну стал экспорт леса. Все началось с корабельного леса, смолы и поташа, он же карбонат калия, которые отправлялись за границу и тем самым способствовали обогащению родины. Как известно, Петр I питал слабость к иностранцам, не обошлось без них и здесь. Неудивительно, что один из них, Артман, пять лет торговал мачтовым лесом, не забывая платить казне за каждое успешно проданное дерево.
Через некоторое время существенно вырос спрос на поташ, и Петр I озаботился постройкой нескольких заводов по его производству. Приблизительно десять лет они производили около тысячи бочек в год, затем, в силу все растущей популярности товара, было увеличено количество рабочих и уровень производительности.
Что касается экспорта продуктов лесной промышленности в целом, то ему сильно помогла победа в Северной войне, открывшая новый торговый путь через Балтийское море. До того основной торговый путь проходил через Архангельск.
За два года до смерти Петра I стало очевидно, что активная разработка лесных богатств страны принесла не только позитивные плоды. Слишком активная вырубка заставила его обеспокоиться сохранностью лесов России. Ее масштабы немедленно были ограничены, несмотря на то, что это сократило приток ресурсов. Уже после смерти Петра I это начинание было продолжено, и вырубать, а также продавать за границу, мачтовый лес стало возможно исключительно с разрешения Адмиралтейской коллегии. С другой стороны, вырубка и продажа леса для других целей была запрещена исключительно на заповедных участках.
Благодаря активной деятельности Петра I, масштабы лесозаготовок вполне могли сравниться с современными, хотя у него и не было современного оборудования. Речь шла о более чем шестидесяти миллионах кубических метрах дерева в год. Сильно помогло добиться таких масштабов огромное количество задействованных в лесопроизводстве рабочих, а также введение в оборот пилы. Этот простой и знакомый каждому современному человеку инструмент был настоящим даром свыше по сравнению с топором.
Давайте рассмотрим все преимущества рубки леса при помощь ручной пилы:
- Экономия ресурсов - при рубке топором получалось слишком много практически бесполезных щепок.
- Процесс рубки деревьев стал значительно легче и быстрее.
- Использование пилы не так опасно в плане травм, как использование топора.
Юридически масштабное внедрение пил началось, когда Петр I издал специальный указ. Нужно сказать, что это полезное новшество прижилось отнюдь не мгновенно. В некоторых областях страны, к примеру, на Урале, пилы не использовали еще почти столетие. Рабочие в общей массе не стремились осваивать новшество. Отчасти причиной был консерватизм, отчасти то, что введение пилы грозило уменьшением количества рабочих мест, ведь с новым инструментом даже один-единственный работник действовал куда эффективнее. Впрочем, это ничего не могло изменить, и в конце концов пила победила.
Также менялись методы распилки леса. Помимо продольной распилки стала активно вводиться поперечная, начали широко применяться специальные машины для пилки деревьев. Неудивительно, ведь, несмотря на популярность распилки вручную, немногие занимались этим профессионально и на должном уровне. Профессия пильщика значилась среди редких.
Конечно, лесопильные машины тех времен работали не так, как современные. В движение механизм приводился с помощью ветра или воды, производили они не более десяти бревен в день на одну машину. Однако по тем временам это была невиданная скорость. Два пильщика редко могли обработать больше двух бревен в день, даже при условии высокого профессионализма.
Давайте рассмотрим принцип работы лесопилки петровских времен, действующей благодаря движению воды. В движение ее приводило огромное колесо, конструкция, знакомая всем на примере водяных мельниц. На него из специального желоба лилась вода, заставляя вертеться. Движение колеса заставляло вращаться так называемый главный вал, он вынуждал вертеться несколько шестеренок, а те, в свою очередь, передавали движение еще одному валу, вращающему раму, содержащую несколько пил, которые можно было заменять в зависимости от обстоятельств. Чаще всего таких рамок было две. Когда одна работала, вторая двигалась наверх, и наоборот. Бревно прикрепляли к вытянутым саням, которые приводил в движение еще один вал, привязанный к ним веревкой. Когда бревно доходило до рамок с пилами, они разделяли его на доски.
Ветряные лесопилки работали схожим образом, только в движение их приводил ветер, а не вода.
Известно, что в 1691 году в России работало по меньшей мере три подобных конструкции. Все появились на свет благодаря стараниям крупных отечественных коммерсантов. Первая принадлежала Баженовым. Так как они занимались судостроением, механическая лесопилка в конце концов дала жизнь новому корабельному заводу. Две другие, судя по всему, так и остались исключительно лесопильными предприятиями. Все эти лесопилки были построены в районе Архангельска, через который проходил торговый путь. За ними последовали другие, лесопильных машин, как водных, так и ветряных, становилось все больше и больше. Особенно много их оказалось в районе Санкт-Петербурга и Олонца, на близлежащих реках, так как неподалеку были расположены порты. Нужно сказать, что ветряных лесопильных машин всегда было меньше, чем водных, потому что они не могли похвастаться должной стабильностью работы. Ветер - явление ненадежное.
Незадолго до смерти Петр специальным указом поспособствовал строению механических лесопилок, принадлежащих не казне, а частным лицам. Это, естественно, увеличило их количество.
На территории России в те времена действовало несколько крупных лесопильных заводов, которые, возможно, не появились бы без участия Петра I. К примеру, Ижорский завод, обрабатывавший тогда почти пятнадцать тысяч бревен в течении года, стал порождением этого исторического периода.
Если говорить о негативных последствиях, то в долгосрочной перспективе вырубка лучших корабельных деревьев привела к общему ухудшению качества российских корабельных лесов. Впрочем, нельзя сказать, что в связи с этим не предпринималось никаких мер, а мощный флот и экспорт леса сыграли огромную роль в развитии России в целом.
Похожие сюжеты
Вырубка леса в Нэннап временно прекращена
Департамент управления заповедниками Западной Австралии расследует наличие в лесу рядом с Нэннап (Nannup) зрелых деревьев и то, следует ли полностью запретить вырубку в данной зоне.
Супер-костюм для вальщиков леса поможет избежать травм
Согласно данным Статического управления (Bureau of Labor Statistics), профессия вальщика леса на территории Соединенных штатов Америки признана наиболее опасной. Так, в 2014 году было зарегистрировано 111 случаев тяжелых травм, при этом 78 людей лишились жизни.
Перспективы будущего лесной промышленности
FWPA (Forest and Wood Products Australia) провели потребительское исследование, которое показало, что в 2016 году в Австралии наблюдался рост числа людей предпочитающих древесину другому материалу.
Будущее лесной промышленности выглядит очень перспективным.